Наставничество

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11 имени С.К. Костина

город Рыбинск Ярославская область

 

Наставничество

 

 

 
Нормативно-правовая база

 

Федеральный уровень:


Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 №Р-145

«Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися;
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.

 

Региональный уровень:

 

Приказ Департамента образования ЯО №36-нп от 29.07.2022

"Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность  по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области".

 

Муниципальный уровень:

 

­- Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 05.08.2022 №053-01-09/463-1

«О внедрении в работу образовательных организаций городского округа город Рыбинск методологии (целевой модели) наставничества»
­- Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 30.08.2022 №053-01-09/485-1 «Об утверждении дорожной карты по внедрению целевой модели наставничества в образовательных организациях городского округа город Рыбинск»

 


Сведения о реализуемых персонализированных программах наставничества в СОШ №11

 

Наставничество: целевая модель "Ученик - Ученик" 

 

Вожатский отряд

Школьное общественное объединение 

 Подростки 11 -16 лет

из учащихся школы, обладающие организаторскими способностями и проявляющие интерес к работе с детьми

 Отряды, классы начальной школы, объединенные в общественное движение

 Наставники развития социальной активности обучающихся начальных классов

 Участники Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»

 

Шефская и наставническая работа  

Реализация данной модели наставничества осуществляется через реализацию Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» 

Цели детского наставничества
Выявление и воспитание учащихся – лидеров, волонтёров, патриотов.
Личностная положительная мотивация товарищей к труду в обучении.
Работа над сплоченностью коллектива.
Освоение коммуникативной компетенции.
Готовность к самостоятельному решению социальных задач.
Адекватность поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе конфликтных.
Умение ориентироваться в социуме. 
Кураторы
Заместитель директора школы по воспитательной работе, cтарший вожатый школы, педагоги начальной школы.
Отвечают за организацию программы наставничества, проводит обучение наставников, организуют взаимодействие между наставником и наставляемыми.
Как это работает?
Наставничество осуществляется по циклам, продолжительность одного цикла составляет один учебный год и имеет несколько  этапов: (т.к. это все-таки дети и с ними рядом куратор) отбор наставников и наставляемых,  обучение наставников,  работа наставников с наставляемыми, рефлексия и подведение итогов.
Этапы взаимодействия наставника с наставляемыми:
Я расскажу, а ты послушай.
Я расскажу, а ты попробуй.
Сделаем вместе.
Сделай сам и расскажи.

Что дает участие в проекте детского наставничества?
Как наставники, так и наставляемые получатю целый ряд  преимуществ:
    во-первых,  это доступ к  лучшим практикам развития навыков, важных не только в рамках обучения  в школе, но и в дальнейшей жизни;
    во-вторых, это новый формат взаимодействия с товарищами внутри класса;
    в – третьих,  это новый взгляд на свои сильные стороны,  поддержка и помощь в существующих вопросах,  толчок для  самореализации, достижения своих  целей и желаний.  Участие в проекте  помогает: научиться смотреть на проблемы под разным углом, находить нестандартные способы решения задач, развивать способности к импровизации  и нестандартному мышлению, укрепить свою индивидуальность и уверенность в себе, гордость за проделанную работу без ожидания материального вознаграждения.

Вывод
Реализация данной модели наставничества способствует помощи ребенку в самореализации, успешной адаптации, повышению уровня социализации, личностному развитию наставляемого, а также устранению или минимизации факторов, препятствующих этому развитию.
Обучающиеся-наставники, совместно с педагогом готовят для своих подопечных массовые мероприятия, либо принимают в них совместное участие.

 

Анонсы и отчеты о мероприятиях СОШ №11 по направлению наставничества

 

 

Мониторинг эффективности и результативности системы наставничества

 

 

Полезные ссылки

 

Центр непрерывного повышения педагогического мастерства (ГАУ ДПО ЯО ИРО, г. Ярославль). Наставничество

Сообщество «ВКонтакте»  «Наставник 76.РФ» 

Ментори. Национальный ресурсный центр наставничества 

Наставничество педагогических работников 

Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 18.01.2022. О применении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях

Виды наставничества. Технологии передачи знаний 

Современные формы наставничества

Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций.

Авторы: Тарасова Н.В., к.п.н., доцент; Пастухова И.П., к.п.н., доцент; Чигрина С.Г.

Дата последнего обновления страницы 17.09.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»