Наставничество

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11 имени С.К. Костина

город Рыбинск Ярославская область

 

Наставничество

 

 

 
Нормативно-правовая база

 

Федеральный уровень:


Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 №Р-145

«Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися;
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.

 

Региональный уровень:

 

Приказ Департамента образования ЯО №36-нп от 29.07.2022

"Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность  по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области".

 

Муниципальный уровень:

 

­- Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 05.08.2022 №053-01-09/463-1

«О внедрении в работу образовательных организаций городского округа город Рыбинск методологии (целевой модели) наставничества»
­- Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 30.08.2022 №053-01-09/485-1 «Об утверждении дорожной карты по внедрению целевой модели наставничества в образовательных организациях городского округа город Рыбинск»

 

Школьный уровень:

 

 - Положение о наставничестве (утверждено приказом директора СОШ №11 от 30.08.2022 г. №02-214)
Приказ от 01.09.2023г. №02-228/12 "О внедрении целевой модели наставничества в СОШ №11 и назначении куратора"

Приказ от 30.08.2024г. №02-1882 "О закреплении наставников за молодыми учителями на 2024-2025 учебный год"

Информация о мерах стимулирования педагогических работников образовательной организации, включённых в систему наставничества
 

Сведения о реализуемых персонализированных программах наставничества в СОШ №11

 

Наставничество: целевая модель "Ученик - Ученик" 

 

Вожатский отряд

Школьное общественное объединение 

 Подростки 11 -16 лет

из учащихся школы, обладающие организаторскими способностями и проявляющие интерес к работе с детьми

 Отряды, классы начальной школы, объединенные в общественное движение

 Наставники развития социальной активности обучающихся начальных классов

 Участники Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»

 

Шефская и наставническая работа  

Реализация данной модели наставничества осуществляется через реализацию Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» 

Цели детского наставничества
Выявление и воспитание учащихся – лидеров, волонтёров, патриотов.
Личностная положительная мотивация товарищей к труду в обучении.
Работа над сплоченностью коллектива.
Освоение коммуникативной компетенции.
Готовность к самостоятельному решению социальных задач.
Адекватность поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе конфликтных.
Умение ориентироваться в социуме. 
Кураторы
Заместитель директора школы по воспитательной работе, cтарший вожатый школы, педагоги начальной школы.
Отвечают за организацию программы наставничества, проводит обучение наставников, организуют взаимодействие между наставником и наставляемыми.
Как это работает?
Наставничество осуществляется по циклам, продолжительность одного цикла составляет один учебный год и имеет несколько  этапов: (т.к. это все-таки дети и с ними рядом куратор) отбор наставников и наставляемых,  обучение наставников,  работа наставников с наставляемыми, рефлексия и подведение итогов.
Этапы взаимодействия наставника с наставляемыми:
Я расскажу, а ты послушай.
Я расскажу, а ты попробуй.
Сделаем вместе.
Сделай сам и расскажи.

Что дает участие в проекте детского наставничества?
Как наставники, так и наставляемые получатю целый ряд  преимуществ:
    во-первых,  это доступ к  лучшим практикам развития навыков, важных не только в рамках обучения  в школе, но и в дальнейшей жизни;
    во-вторых, это новый формат взаимодействия с товарищами внутри класса;
    в – третьих,  это новый взгляд на свои сильные стороны,  поддержка и помощь в существующих вопросах,  толчок для  самореализации, достижения своих  целей и желаний.  Участие в проекте  помогает: научиться смотреть на проблемы под разным углом, находить нестандартные способы решения задач, развивать способности к импровизации  и нестандартному мышлению, укрепить свою индивидуальность и уверенность в себе, гордость за проделанную работу без ожидания материального вознаграждения.

Вывод
Реализация данной модели наставничества способствует помощи ребенку в самореализации, успешной адаптации, повышению уровня социализации, личностному развитию наставляемого, а также устранению или минимизации факторов, препятствующих этому развитию.
Обучающиеся-наставники, совместно с педагогом готовят для своих подопечных массовые мероприятия, либо принимают в них совместное участие.

 

   Презентация «Целевая модель: ученик-ученик. Наставническая работа детей или дорога в педагогическую профессию»

 

Наставничество: целевая модель "Учитель - Учитель" 

 

 Дорожная карта  по наставнической деятельности с молодыми педагогами  «Учитель - Учитель» в СОШ  №11

 

Анонсы и отчеты о мероприятиях СОШ №11 по направлению наставничества

 

Старшеклассники-наставники выступили на родительском собрании, где рассказали родителям о своей роли в реализации программы «Орлята России»
https://vk.com/wall-209063835_1678

 


 

 

В нашей школе прошли торжественные церемонии посвящения учеников начальной школы в ряды «Орлята России», старшеклассники-наставники принимали активное участие в данных мероприятиях.
https://vk.com/wall-222702156_197

 


 

10 апреля 2024 года старшеклассники - наставники провели вместе с учителями и кадетским классом МЧС, субботник на спортивном поле на улице Гастелло. Тем самым показав собственным примером важность бережного отношения к природе.
https://vk.com/wall-209063835_1967

 


 

С 8 по 12 апреля 2024 года для старшеклассников – наставников, состоялся долгожданный лагерь актива. Ребята – наставники, более подробно знакомились с программой «Орлята России» и проводили мероприятия по трекам.
https://vk.com/wall-222702156_245
https://vk.com/wall-209063835_1961

 


 

С 30 октября по 3 ноября 2023 года для старшеклассников-наставников проходил лагерь актива. У ребят проходили образовательные семинары на сплочение, раскрытие свих способностей, учились создавать и проводить мероприятия у учеников начальной школы.
https://vk.com/wall-209063835_1364

 


 

В этом году старшеклассники – наставники продолжают проводить занятия по программе социальной активности учащихся начальной школе «Орлята России» который реализуется  по 7 трекам.
https://vk.com/wall-222702156_130

 


 

   Отчет о деятельности вожатых отряда "Светлячки" за 2022-2023 учебный год.

   Отчет о деятельности вожатых отряда "Светлячки" за 2023-2024 учебный год.


 

  С 9 ноября по 12 ноября 2023 года в Москве проходил шестой окружной слёт Центрального Федерального округа участников программы «Орлята России».

  250 человек из 18 областей, в том числе и Ярославской области, собрались на одной образовательной площадке Дворца творчества детей и молодежи имени А. П. Гайдара города Москвы. Ярославскую область и город Рыбинск представляли старшеклассники-наставники 8 класса Оксана и Ксения.

  Программа Слёта была насыщенной, познавательной и интересной. В рамках образовательной части участники посещали интерактивные лекции, мастер-классы, генерировали идеи внеурочных мероприятий по трекам, принимали участие в Квизе, посвященном Дню педагога и наставника.   
  Особым подарком для участников стала экскурсия по ВДНХ, где своими глазами можно было увидеть всё величие России в различных павильонах выставки.

   Читать подробнее>>> 

 

Мониторинг эффективности и результативности системы наставничества

 

 

Полезные ссылки

 

Центр непрерывного повышения педагогического мастерства (ГАУ ДПО ЯО ИРО, г. Ярославль). Наставничество

Сообщество «ВКонтакте»  «Наставник 76.РФ» 

Ментори. Национальный ресурсный центр наставничества 

Наставничество педагогических работников 

Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 18.01.2022. О применении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях

Виды наставничества. Технологии передачи знаний 

Современные формы наставничества

Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций.

Авторы: Тарасова Н.В., к.п.н., доцент; Пастухова И.П., к.п.н., доцент; Чигрина С.Г.

Дата последнего обновления страницы 03.12.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»