Федеральный уровень:
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 №Р-145
«Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися;
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.
Региональный уровень:
- Приказ Департамента образования ЯО №36-нп от 29.07.2022
"Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области".
Муниципальный уровень:
- Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 05.08.2022 №053-01-09/463-1
«О внедрении в работу образовательных организаций городского округа город Рыбинск методологии (целевой модели) наставничества»
- Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 30.08.2022 №053-01-09/485-1 «Об утверждении дорожной карты по внедрению целевой модели наставничества в образовательных организациях городского округа город Рыбинск»
Школьный уровень:
- Положение о наставничестве (утверждено приказом директора СОШ №11 от 30.08.2022 г. №02-214)
- Приказ от 01.09.2023г. №02-228/12 "О внедрении целевой модели наставничества в СОШ №11 и назначении куратора"
- Приказ от 30.08.2024г. №02-1882 "О закреплении наставников за молодыми учителями на 2024-2025 учебный год"
- Информация о мерах стимулирования педагогических работников образовательной организации, включённых в систему наставничества
Сведения о реализуемых персонализированных программах наставничества в СОШ №11 |
Наставничество: целевая модель "Ученик - Ученик"
Вожатский отряд

|
Школьное общественное объединение

|
Подростки 11 -16 лет
из учащихся школы, обладающие организаторскими способностями и проявляющие интерес к работе с детьми |
Отряды, классы начальной школы, объединенные в общественное движение |
Наставники развития социальной активности обучающихся начальных классов |
Участники Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» |
Шефская и наставническая работа |
Реализация данной модели наставничества осуществляется через реализацию Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» |
Цели детского наставничества Выявление и воспитание учащихся – лидеров, волонтёров, патриотов. Личностная положительная мотивация товарищей к труду в обучении. Работа над сплоченностью коллектива. Освоение коммуникативной компетенции. Готовность к самостоятельному решению социальных задач. Адекватность поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе конфликтных. Умение ориентироваться в социуме. |
Кураторы Заместитель директора школы по воспитательной работе, cтарший вожатый школы, педагоги начальной школы. Отвечают за организацию программы наставничества, проводит обучение наставников, организуют взаимодействие между наставником и наставляемыми. |
Как это работает? Наставничество осуществляется по циклам, продолжительность одного цикла составляет один учебный год и имеет несколько этапов: (т.к. это все-таки дети и с ними рядом куратор) отбор наставников и наставляемых, обучение наставников, работа наставников с наставляемыми, рефлексия и подведение итогов. |
Этапы взаимодействия наставника с наставляемыми: Я расскажу, а ты послушай. Я расскажу, а ты попробуй. Сделаем вместе. Сделай сам и расскажи. |
Что дает участие в проекте детского наставничества? Как наставники, так и наставляемые получатю целый ряд преимуществ: во-первых, это доступ к лучшим практикам развития навыков, важных не только в рамках обучения в школе, но и в дальнейшей жизни; во-вторых, это новый формат взаимодействия с товарищами внутри класса; в – третьих, это новый взгляд на свои сильные стороны, поддержка и помощь в существующих вопросах, толчок для самореализации, достижения своих целей и желаний. Участие в проекте помогает: научиться смотреть на проблемы под разным углом, находить нестандартные способы решения задач, развивать способности к импровизации и нестандартному мышлению, укрепить свою индивидуальность и уверенность в себе, гордость за проделанную работу без ожидания материального вознаграждения. |
Вывод Реализация данной модели наставничества способствует помощи ребенку в самореализации, успешной адаптации, повышению уровня социализации, личностному развитию наставляемого, а также устранению или минимизации факторов, препятствующих этому развитию. Обучающиеся-наставники, совместно с педагогом готовят для своих подопечных массовые мероприятия, либо принимают в них совместное участие. |
Презентация «Целевая модель: ученик-ученик. Наставническая работа детей или дорога в педагогическую профессию»
Наставничество: целевая модель "Учитель - Учитель"
Дорожная карта по наставнической деятельности с молодыми педагогами «Учитель - Учитель» в СОШ №11
Анонсы и отчеты о мероприятиях СОШ №11 по направлению наставничества |
Старшеклассники-наставники выступили на родительском собрании, где рассказали родителям о своей роли в реализации программы «Орлята России»
https://vk.com/wall-209063835_1678
В нашей школе прошли торжественные церемонии посвящения учеников начальной школы в ряды «Орлята России», старшеклассники-наставники принимали активное участие в данных мероприятиях.
https://vk.com/wall-222702156_197
10 апреля 2024 года старшеклассники - наставники провели вместе с учителями и кадетским классом МЧС, субботник на спортивном поле на улице Гастелло. Тем самым показав собственным примером важность бережного отношения к природе.
https://vk.com/wall-209063835_1967
С 8 по 12 апреля 2024 года для старшеклассников – наставников, состоялся долгожданный лагерь актива. Ребята – наставники, более подробно знакомились с программой «Орлята России» и проводили мероприятия по трекам.
https://vk.com/wall-222702156_245
https://vk.com/wall-209063835_1961
С 30 октября по 3 ноября 2023 года для старшеклассников-наставников проходил лагерь актива. У ребят проходили образовательные семинары на сплочение, раскрытие свих способностей, учились создавать и проводить мероприятия у учеников начальной школы.
https://vk.com/wall-209063835_1364
В этом году старшеклассники – наставники продолжают проводить занятия по программе социальной активности учащихся начальной школе «Орлята России» который реализуется по 7 трекам.
https://vk.com/wall-222702156_130
Отчет о деятельности вожатых отряда "Светлячки" за 2022-2023 учебный год.
Отчет о деятельности вожатых отряда "Светлячки" за 2023-2024 учебный год.
С 9 ноября по 12 ноября 2023 года в Москве проходил шестой окружной слёт Центрального Федерального округа участников программы «Орлята России».
250 человек из 18 областей, в том числе и Ярославской области, собрались на одной образовательной площадке Дворца творчества детей и молодежи имени А. П. Гайдара города Москвы. Ярославскую область и город Рыбинск представляли старшеклассники-наставники 8 класса Оксана и Ксения.
Программа Слёта была насыщенной, познавательной и интересной. В рамках образовательной части участники посещали интерактивные лекции, мастер-классы, генерировали идеи внеурочных мероприятий по трекам, принимали участие в Квизе, посвященном Дню педагога и наставника.
Особым подарком для участников стала экскурсия по ВДНХ, где своими глазами можно было увидеть всё величие России в различных павильонах выставки.
Читать подробнее>>>
Мониторинг эффективности и результативности системы наставничества |

Центр непрерывного повышения педагогического мастерства (ГАУ ДПО ЯО ИРО, г. Ярославль). Наставничество |

|
Сообщество «ВКонтакте» «Наставник 76.РФ» |

|
Ментори. Национальный ресурсный центр наставничества |

|
Наставничество педагогических работников |

|
Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 18.01.2022. О применении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях |

|
Виды наставничества. Технологии передачи знаний |

|
Современные формы наставничества |

|
Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций.
Авторы: Тарасова Н.В., к.п.н., доцент; Пастухова И.П., к.п.н., доцент; Чигрина С.Г. |

|